Развитие ребенка до года по месяцам – Седьмой месяц

Седьмой месяц знаменует начало второго полугодия жизни ребенка. Во втором полугодии малыш семимильными шагами осваивает окружающий мир на качественно новом уровне, исходя из более высоких психофизических возможностей по всем ведущим линиям развития (сенсорное, социальное, речевое, моторное).

Полное развитие ребенка по каждому месяцу Вы можете узнать в статье Развитие ребенка до года по месяцам

Основные достижения - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Привязанность, любовь к близкому человеку является первой новацией в достижениях малыша седьмого месяца жизни. Последнее необходимо для дальнейшего социального развития крохи;
  • Второй новацией можно считать появившуюся способность к автономному перемещению в пространстве: ребенок овладевает ползанием. Овладевая этим навыком, малыш самостоятельно действует: избирает цель передвижения, устанавливает его темп, если хочет, изменяет направление. Он может осуществить свои желания, например, достать игрушку, увидеть источник звука, приблизиться к маме (взрослому), посмотреть, что лежит на полу в коробке или куда закатился мяч и т.п. К концу седьмого месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях.Некоторые родители говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, и при этом убеждены, что это большое преимущество, но они заблуждаются. Ползание - необходимое и очень полезное умение, оно является важным моментом в подготовке к ходьбе. Овладевая пространством, малыш не только расширяет ориентировку в окружающем, но и развивает сенсомоторные способности, действуя с игрушками и предметами;
  • Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Ручки ребенка становятся все более умелыми, он учится переходить от одного - двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например: перекладывание из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Это третье достижение малыша. Ведущую роль в развитии ребенка приобретает предметная деятельность.

Развитие понимания речи - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. На вопрос «где?» ребенок легко находит взглядом названный взрослым предмет. Развитие понимания речи взрослого, запоминание названий игрушек, некоторых предметов является четвертым достижением малыша 7 месяцев.

Малыш подолгу громко лепечет, повторяя одни и те же слоги, так он «закрепляет» свои новообретенные речевые навыки. В этот период следует продолжать практику речевой «переклички» взрослого с ребенком, исходя из звукосочетаний, имеющихся в лепете малыша. Сочетать простые демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими малыша к интонированию и лепету. Ставя задачу развития понимания речи, взрослый расширяет ориентировку ребенка в окружающем пространстве, организуя наблюдения на прогулке. Вот стайка воробушков клюет зернышки, а это кошка пьет из блюдечка молочко или ворона сидит на ветке дерева и каркает - все интересно для малютки. Мама называет прежде всего наблюдаемый объект и действие, совершаемое им, например: «Воробушки купаются... Воробушки в лужице... Вот как...» Дома мама показывает аналогичную сценку с игрушками: например, игрушечную кошку поят молочком из блюдечка или везут на машине кубики и т.п. На седьмом месяце наступает время пальчиковых игр. Вначале взрослый активизирует в игре детские ладошки. В таких играх, как «Ладушки», «Здравствуй - до свидания», «Сорока-сорока» и других, широко используется звуковая и интонационная выразительность поэтического фольклора.

Задачи воспитания и развития - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Обеспечить условия, способствующие начальному сенсомоторному развитию малыша: достаточность двигательного пространства, набор игрушек, побуждающих к двигательной активности (например, каталочки, тележки, машинки, шарики, мячи и др.);
  • Продолжать закреплять умение менять положение тела (повороты), развивать способность самостоятельно преодолевать пространство (подползание, а затем ползание) с ориентиров-кой на предметы, лежащие слева, справа, прямо на небольшом расстоянии;
  • Совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывать ребенку на расстоянии 1-2 м более крупные игрушки (25-30 см) разного цвета и величины. Развивать цветовое зрение, подбирая предметы соответственно цветам спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
  • Продолжать развивать действия руки и моторику пальцев в предметной деятельности, в процессе «делового» общения с взрослым;
  • Практиковать простейшие совместные действия ребенка со взрослым: например, взрослый нанизывает колечки - ребенок их снимает; взрослый собирает шарики в мисочку - ребенок их раскатывает и т.д.;
  • Обогащать ребенка эмоционально в процессе «делового» общения, поощряя его активность и инициативу;
  • Способствовать проявлению у ребенка подражательных действий, повторяющих показ взрослого;
  • Расширить знакомство с окружающим;
  • Общаясь с ребенком в различных ситуациях, способствовать развитию понимания речи взрослого, обращенной к малышу, как средства коммуникации, познания. Чаще вводить вопрос «где?», практиковать «ответ» всеми доступными средствами (жест, мимика, эмоции, вокал и пр.);
  • Продолжать развивать лепет;
  • Обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием;
  • Предлагать ребенку предметы быта и игрушки, вызывающие яркие исследовательские эмоции, побуждая к двигательной активности, например дуршлаг, коробочки с крышками, сюжетные игрушки с забавными мордочками, музыкальные модули и т.д.

Советы маме - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Обеспечьте все необходимые условия для овла­дения ползанием, выделите часть комнаты для свободного передвижения. Это пространство оформите теплым покрытием (ковер, ватное одеяло, плед и др.), на которое следует положить цветную однотонную ткань - фон для игрушек. Края ее подверните под постилку, что обеспечи­вает ее неподвижность;
  • Выкладывая малыша на живот, взрослый при­ставляет к подошвам малютки опорный валик (плотно скрученные поролон или одеяльце) для отталкивания. Валик помогает усилить на­грузку на мышцы ног ребенка, побуждая к под­тягиванию ног с опорой на колено. Если под ру­кой не имеется валика, взрослый приставляет к подошвам ребенка свою ладонь;
  • Не сажайте младенца до того момента, пока его позвоночник еще не окреп. Можно устроить ребенка у себя на коленях полусидя во время кормления или просто играя с малышом;
  • Продолжайте проводить гимнастику, включая упражнения на подтягивание колен и «присаживание» с помощью взрослого;
  • Способствуйте локомоторному развитию, помо­гая ребенку менять направление при ползании. С этой целью перемещайте игрушки (предметы), привлекающие его внимание;
  • Обеспечивайте сенсомоторное развитие (ори­ентировка на предмет, продвижение к нему и овладение им) в процессе «делового» обще­ния с малышом;
  • Удовлетворяйте потребность ребенка в совмест­ных игровых ситуациях с предметами на основе «интереса» и эмоционального контакта взрос­лого с ребенком;
  • Подбирайте игрушки так, чтобы малыш получал удовольствие от различных манипуляций, откры­вая в каждой игрушке ее новые возможности (по­гремушки с подсветкой, прозрачные шары с вну­тренним наполнением, музыкальные модули;
  • Нужно учить ребенка действовать с игруш­ками не только в по­ложении лежа на спине или на животе;
  • Сделайте набор сюжетных игрушек: кошеч­ки, собачки, медвежата, матрешки, куколки и пр. (высота игрушек 12-15 см). Показывайте действия с ними как одушевленными объектами (пусть они ходят, поют, пляшут, разговаривают и т.д.);
  • Начинайте показы эмоционально ярких, понят­ных ребенку сценок из одного действия с сю­жетными игрушками: например, куколка едет на лошадке, зайчика угощают морковкой, ки­ска пьет молочко из блюдечка, собачка танцует на задних лапках и т.д.;
  • Пополняйте свой педагогический запас знания­ми малых фольклорных жанров для эмоцио­нального и общего развития вашего ребенка (пестушки, звуковые наигрыши, считалки, пе­сенки, подговорки и пр.).

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами направлено на обеспечение условий, способствующих начальному сенсомоторному раз­витию малыша. Продолжается совершенствова­ние органов чувств (зрение, слух, осязание и пр.) в процессе манипулятивной игры с предметами и игрушками. С целью совершенствования вос­приятия предметов нужно показывать ребенку на расстоянии 1-2 м более крупные игрушки (25- 30 см) разного цвета (мишка белый и черный) и величины (2 красные матрешки-неваляшки, одна большая, другая - маленькая; 2 коричневые со­бачки: одна большая, другая - маленькая).

К 7 месяцам малыш учится проползать расстоя­ние до игрушки, изменять направление движения при перемене ее места. Необходимо называть предметы, с которыми действует малыш, а обра­щаясь к малютке, употреблять вопрос «где?»: «Где шарик? Где ляля (кукла)?»

В этом возрасте нужно учить ребенка действо­вать с игрушками не только в положении лежа спине или на животе, опираясь на руки, но и находясь в вертикальном положении (на руках у взрослого).

«Разноцветные колечки»

Цель: Развивать активное подражание, вы­полняя два взаимосвязанных действия, создавать ситуации высокой заинтересо- ребенка к участию со взрослым. Совершенствовать умения. Материал

На расстоянии 1 м ставит перед ним пирамидку из цветных колечек. Малыш внимательно наблю­дает за действиями взрослого: мама отходит от ма­лыша, располагаясь к немулицом, разбирает пира­мидку, стряхивая со стержня кольца. Показывает крохе колечки, называет их цвет, затем складывает их в пирамидку, ставя кольцо на кольцо в том по­рядке, в каком они располагались на стержне, сверху кладется крышечка.

Цветные кольца от пирамид­ки разного размера (диаме­тром от 4 до 12 см), коробка. Содержание занятия Мама располагается вме- fe-CTe с ребенком на утепленном покрытии или ковре. Взрос­лый кладет малыша на живот.

Взрослый возвращается к ребенку и побуждает подползти к пирамидке. С этой целью приставля­ет к его подошвам свою ладонь. Малыш, отталки­ваясь ступнями от руки мамы, ползет в сторону пирамидки, достигает и толкает ее - кольца рас­падаются. Мама дает возможность действовать с кольцами. Кроха водит ручкой по кольцам, пере­двигает их. Мама поворачивает его на спину и по­очередно даетто одно, то другое колечко.

Затем мама переворачивает малыша на живот, собирает кольца в коробку, отходит в сторону и на глазах ребенка собирает пирамидку, ставя колеч­ко на колечко, но в обратном порядке, т.е. от ма­ленького к большому, опять побуждает малютку подползти. Малыш разрушает пирамидку.

Мама собирает кольца в коробку и по одному раскатывает в разных направлениях, побуждая ребенка кдвижению.

Взрослый собирает все кольца в коробку. На гла­зах ребенка собирает всю пирамидку на стер­жень. Малыш наблюдает. Все свои действия мама сопровождает краткими пояснениями.

«Такие разные погремушки»

Цель: Учить захватывать предметы, ориентируясь на их форму, величину и положение в пространст­ве. Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами, позволяющие прак­тически обнаружить их скрытые свойства. Фор­мировать действия осязания и тактильную чув­ствительность ладони, пальцев при действии с предметами разной формы, величины, фактуры и т. п., тренировать память, узнавание знакомых и незнакомых предметов.

Материал

Погремушки различной формы с ручкой в виде булавы, со сквозным отверстием в виде петельки, в виде кольца, а также предметы, выполненные из различных материалов (мягкие погремушки), сюжетные погремушки («куколка», «утенок», «че­репашка», «веселые человечки» и т. п.).

Содержание занятия

Мама раскладывает игрушки цепочкой с интер­валом 40-50 см, таким образом, чтобы предметы располагались «змейкой».

Мама показывает первую игрушку, встряхива­ет ее, привлекает внимание звуком, побуждает ребенка подползти к предмету. Если малыш взял предмет в руки, взрослый предоставляет возмож­ность манипулировать им самостоятельно, прак­тически знакомиться с его физическими свойства-

ми. Когда ребенок оставит первый предмет, мама привлекает его внимание ко второму и т. п.

В процессе действий с предметами взрослый дает возможность ребенку менять положение тела.

Варианты:

Занятие варьируется в зависимости от подбора предметов, различных, например, по цвету (крас­ные, желтые, синие, белые, зеленые и т.п. шары), по форме (кубики, цилиндрики, шарики одного цвета) или сюжетных игрушек большого размера (зайчик, слоненок, крокодильчик, мишутка и т. п.).

«Каруселька»

Цель: Учить рассматривать предметы, действовать с ними, находясь в вертикальном положении на ру­ках у взрослого.

Материал

Вращающийся модуль, использовавшийся ра­нее как подвесное устройство в кроватке ребенка. Имеет вид вращающейся карусельки, на которой укреплены различные игрушки. Вращение игрушек может сопровождаться подсветкой и мелодией. От­делив карусель от держателя, повесьте ее в проеме двери на специально прикрепленный крючок.

Содержание занятия

Ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Мама держит его на левой руке вполоборота и обхватывает правой за спину, предоставляя малышу максимальную возмож­ность действовать руками.

Ребенка подносят к игрушкам-подвескам, по­буждая подтянуть к себе одну игрушку. Взрослый называет ее, например: «Колоко-о-о-льчик! Где колоко-о-о-льчик? Вот колоко-о-о-льчик!» Ребенок действует с колокольчиком произвольно. Подтя­гивание колокольчика вызывает опускание дру­гой игрушки, например шарика. Малыш захваты­вает его и одновременно слышит: «Ша-а-а-рик!» Как только дитя отпустит шарик, мама переходит с ним на противоположную сторону подвесного устройства и, обращая внимание на другие игруш­ки, побуждает действовать с ними. Если модуль имеет программу вращения и музыкального со­провождения, взрослый включает эту программу. Каруселька вращается при музыкальном сопро­вождении. Можно заменить игрушки на образные (медвежонок, лисенок, зайчонок, обезьянка, птич­ка и др.). В игру привносится сюжет-звери катают­ся на карусели.

Социальное воспитание - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц 

Социальное воспитание обогащается за счет возникновения у ребенка особого отношения к взрослому. Если взрослый занимается с кро­хой и проводит показы с игрушками, то малыш постоянно ожидает от него чего-то интересного, забавного, эмоционально значимого. Во втором полугодии следует осуществлять психологиче­ское обеспечение нового этапа развития ребен­ка на основе предметной деятельности, ведущей в этот период детства, в процессе игрового взаи­модействия со взрослым, так называемого «де­лового» общения.

Примерные игры с ребенком на седьмом месяце

«Играем в прятки»

Цель: Воспитывать любовь к близким, живущим рядом с ребенком. Обратить внимание, с кем ребенок особенно охотно идет на контакт. Развивать пони­мание речи взрослого, в частности слов «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Называть малыша по име­ни, выделяя извсехприсутствующих. Практиковать указательный жест как «ответ» на вопрос «где?».

Содержание занятия

В занятии участвуют несколько взрослых, на­пример мама, папа, бабушка. Они договаривают­ся об игре с малышом.

Мама берет ребенка на руки и говорит: «Пой­дем искать бабушку. Баба, где ты?» В этот момент бабушка прячется за портьеру, за другую сторону открытой двери и т.п. Мама эмоционально обы­грывает сценку поиска: «Где бабушка? Нет, здесь тоже нет! Кто там за дверью прячется? А-а! Вот бабушка!» Встреча с бабушкой проходит весело, со смехом, шутками. Бабушка ласкает малыша, напевает:

Ай, тюшки-тюшки-тюшки!

Вырастали лопушки!

Ручками поиграем (делает «фонарики»),

Катеньку (имя ребенка) потешаем.

Бабушка приглашает ребенка к себе на руки. Пока бабушка забавляет ребенка, мама прячет­ся. «Где же наша мама? Пойдем искать! Мама? Где ты?» - с этими словами бабушка с ребенком ищут маму. Сценка повторяется. Мама эмоционально, весело «встречается» с ребенком:

Ай, качи-качи-качи!

Напечем калачи,

Калачи горячи!

Вылезайте из печи!

В процессе игры мама неоднократно называет ребенка по имени, обращаясь именно к нему.

Примечание

Таким образом, ребенок играет со всеми члена­ми семьи. Если он не пожелает переходить от мамы к другому члену семьи, мама и малыш выполняют поиск, а другие участники игры только прячутся.

«От тебя до меня»

Цель: Развивать социальные контакты с близкими. Обогащать эмоционально.

Материал

Грузовая машинка, к которой с двух сторон (спе­реди и сзади) привязаны ленты длиной 1,5 м. Набор сюжетных игрушек (киска, собачка, зайчик, лисич­ка и др.) высотой 10-15 см. В игре принимают уча­стие двое взрослых, например мама и папа. Машинка ставится на середину ковра. Ленты возможности малыша. от нее тянутся вперед и назад. Один взрослый са­дится у одного конца ленты.Второй взрослый,на­пример мама, располагается вместе с ребенком у другого конца ленты. Ребенок лежит на животе рядом с мамой. Мама придвигаетза ленту машин­ку и поясняет: «Поехала машинка к Сереже (имя ребенка)». Она подтягивает за ленту машинку в свою сторону, к ребенку. Мама обыгрывает эту сценку и ставит в машинку киску. Папа подтяги­вает машинку за ленту в свою сторону. «Поехала киса к папе», - говорит мама. Ребенок наблюдает. Отец «здоровается» с киской, оставляет ее у себя. Ставит в машинку зайчика. Мама подтягивает ма­шинку за ленту в свою сторону. Сценка повторя­ется. Таким образом, игрушки перемещаются то в одну, то в другую сторону. Родители стараются провести игру эмоционально, интересно.

Речевое развитие - Развитие ребенка по месяцам до года - Седьмой месяц

С появлением лепета расширяются речевые воз­можности малыша. В развитии лепета играет поло­жительную роль умело организованная речь взрос­лого, состоящая из обращений к ребенку, коротких фраз, названий предметов, в которых голосом выде­ляются нужные слоги, созвучные лепету. Взрослый подбирает такие потешки и песенки, в которых про­говариваются звуки и слоги, уже имеющиеся в ле­пете ребенка. Повторяя несколько раз какую-либо потешку, взрослый замолкает, давая возможность ребенку «откликнуться». Вначале малыш произно­сит за взрослым отдельные звуки, потом наступает очередь подражания и отдельным слогам. Каждое речевое занятие состоит из нескольких частей: 1. В начале необходимо настроить малыша на занятие, сосредоточить внимание на себе. Затем демонстрируется показ губами арти­куляции нужного звука или слога (например, «петушо-о-ок» или «гу-гу-гуленьки») и демон­страция игрушки.

  1. Задается вопрос «где?» о предмете, стоящем в постоянном месте (например: «Где собачка? Где ав-ав?») и обращение в сторону названно­го предмета.
  2. Повторное обращение к разучиваемому новому предмету (например: «Где петушо-о-ок?»), пе­редача его в руки малыша, рассматривание и манипулирование игрушкой, неоднократное на­зывание ее и помещение на постоянное место.
  3. Чтение потешки, где нужный звук или слог неоднократно повторяется (например: «Пе- тушок-петушок, ты подай голосок через даль­ний лесок: «Ко-о, ко-о, ко-ко-ко!») и находит­ся под ударением.
  4. Пальчиковая игра - разучивание действия по слову.

Вначале мама располагает ребенка перед собой на пеленальном столике, потом поднимает вер­тикально к себе на руки, когда отыскивают знако­мую игрушку; кладет кроху на живот, давая воз­можность манипулировать новой игрушкой и т.п. Занятие заканчивается ласковым разговором с малышом, спокойным общением.

На данном этапе младенчества мама начинает только вводить в общение с ребенком разучива­ние пальчиковых игр. Такие игры полезны для раз­вития понимания речи.

Примерные пальчиковые игры для ребенка седьмого месяца

Подробную информацию о пальчиковых играх Вы можете прочитать в нашей статье "Пальчиковые игры"

«Наши ручки»

Цель: Разучить с ребенком условные движения ручка­ми, выполняемые под песенку (слова) взрослого.

Содержание игры

Мама играет ручками ребенка - легкими дви­жениями, поворачивая и помахивая то одной, то другой ладошкой.

Напевает:

Наши ручки птички - Воробьи, синички! (2 раза)

Мама поднимает ручки ребенка и прикасается к его головке:

К-ши... Полетели, На головку сели!

Вот так, вот так, На головку сели!

(Песенка исполняется на мотив «Баю-баюшки» 2 раза в задорном темпе.)

«Хлоп-хлоп»

Цель: Разучить с ребенком условные движения руч­ками, выполняемые под песенку или слова взрос­лого.

Содержание игры

С ребенком играют двое взрослых. Один дер­жит ребенка, полусидя, у себя на коленях, другой показывает куколку, танцующую у него в руках. Первый берет ручки малыша в свои ладони и сое­диняет со словами «хлоп-хлоп». Второй взрослый танцует куколкой, напевая какую-либо народную, веселую мелодию (например, «Барыню», «Светит месяц» или «Калинку»), Ручки ребенка делают «хлоп-хлоп» под мелодию (а капелла). Если дитя под веселую мелодию начнет делать «хлоп-хлоп», значит, вам удалось разучить с малюткой одно из игровых действий ручками. Малыш будет вы­полнять хлопки, услышав мелодию или знакомое «хлоп-хлоп».

Моторное развитие - Развитие ребенка до года - Седьмой месяц

Следует развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в гори­зонтальной плоскости - овладение ползанием. Взрослый продолжает укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка: проводит комплекс гимнастики, в котором имеются упражнения, под­готавливающие малыша не только к ползанию, но и умению самостоятельно садиться.

Желательно, чтобы ребенок вначале овладел ползанием, а потом научился сидеть. В практике воспитания бывает по-разному. Есть дети, кото­рые начинают раньше садиться, другие - ползать и сидеть одновременно, третьи - вначале полза­ют, потом - садятся. Однако любое умение не сра­зу становится навыком - для этого нужно время. Особенно вредно сажать малютку в подушки: его спинка явно не удерживает крохотное тельце, и дитя сутулится в трудной для него позе.

Даже если ребенок сел в 6 месяцев, не стоит слишком напрягать его позвоночник. Подходи­те аккуратнее к его умению: не сажайте сразу за стол, на горшок, к себе на колени и т.д. Эти процедуры до восьмого месяца лучше проводить из положения полусидя.

К 8 месяцам позвоночник малютки окрепнет, и ребенок из положения лежа на боку, поворачива­ясь в сторону и опираясь на руку, уверенно садится.

Показатели развития - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Ребенок проявляет яркую ориентировочно-ис- следовательскую активность при ознакомлении с предметами (игрушками), находящимися в бли­жайшем окружении;
  • В процессе манипулирования способен действо­вать предметами разной формы, приспосабли­вая руку к их захвату;
  • Замечает незнакомые предметы, ориентируясь на их внешние особенности (цвет, форма, поло­жение в пространстве);
  • Стремится самостоятельно ползком достичь пред­мета и взять его в руки;
  • Способен самостоятельно выполнить цепь взаи­мосвязанных действий, направленных на обна­ружение свойств предмета: притянуть предмет с помощью другого, на­пример шарик за ленту или неваляшку за кольцо; изменить положение предмета в простран­стве с помощью другого предмета, напри­мер подтянуть за кольцо колокольчик, рас­качать гирлянду; выложить предметы из емкости путем ее переворачивания, например опрокинуть мисочки с шариками, разрушить башенки из колец или кубиков на лоточке; обследовать предметы (игрушки) не только в горизонтальной плоскости, лежа на спине или на животе, опираясь на руки, но и нахо­дясь в вертикальном положении (на рукаху взрослого); заниматься предметами и игрушками от 5 минут и более;
  • Проявляет яркий интерес к взрослому. Стремит­ся вызвать взрослого на совместные действия по поводу освоения окружающего пространства и манипулирования предметами. Потребность в контактах нарастает;
  • Использует различные доступные ему способы, чтобы обратить на себя внимание близкого че­ловека: выбрасывает игрушки, стучит ими;
  • В процессе «делового» общения эмоционально реагирует на отношение к себе взрослого, рас­крывающего малышу свойства вещей и отноше­ний окружающего мира;
  • Обнаруживает потребность посильной самосто­ятельности в освоении близлежащего простран­ства (ползает) и в действиях с предметами;
  • Нуждается в участии взрослого в совместных игровых ситуациях, сохраняя ориентировочную активность 5-6 минут;
  • Подолгу лепечет. Способен повторно произно­сить одни и те же слоги 2-3 раза;
  • Вступает в «перекличку» со взрослым, если по­следний побуждает его к этому: повторяет те слоги, которые имеются в лепете ребенка;
  • Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голо­са. Эмоционально отзывчив на речевое общение;
  • На вопрос «где?» показывает пальчиком на иг­рушки, стоящие всегда в определенном месте;
  • Чисто речевое занятие со взрослым может длить­ся 2-3 минуты. Занятие с введением игрушек, показов, двигательной активности может проис­ходить до 6 минут;
  • Ребенок ползает хорошо, быстро и в разных на­правлениях. Сразу или с остановками, отдыхом проползает 1-2 м. Познавательная активность стимулирует навыки ползания на основе ориен­тировки в ближайшем пространстве;
  • Делает попытки к овладению игрушкой, постав­ленной на расстоянии 70-100 см. К игрушке ползет сразу, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро и любым способом меняет направление;
  • Способен взять игрушку из любых положений, при этом ориентируется на ее положение в про­странстве. Делает попытки приспособить руку при захвате предмета, ориентируясь на его ве­личину и форму;
  • Даже если ребенок сел в 6 месяцев, не стоит слишком напрягать его позвоночник.